Полусон
1. Полифония
Все диалоги правдивы
— Хорошо, что зал прощаний открыли. Хоть не надо самим теперь с этим возиться.
Первый зал прощаний в административном центре района открыли в доме, где раньше была церковь. Старый деревянный сдвинули сайдинговой пристройкой. Голубизну небесных песен вытеснило бежевое ощущение рассыпающейся через пальцы земли. Напротив зала — бывшая баня и несостоявшийся бар. В селе не самое популярное место. Дальше лишь пара домов и лыжная база у небольшого куска леса с рекой. Потом поворот на Ленина. В центр. К «Пятёрочке».
Через балконную дверь входили люди, привлекая внимание щелчком ручки, и взгляды поднимались на них по диагонали. Проходили сапоги, валенки, ботинки, отряхивался снег. Все пожимали друг другу руки, передавая с этим смысл древней игры в ладушки. Без символизма на сибирскую деревню не взглянешь.
— Всё на благо людей. — Незнакомые бабушки, в платках по правилам и двух кофтах по градусам придавали своим шепоткам интонации благодарности и гордости за своё место.
— А батюшка придёт?
— Это не тот, которого пьяным из канавы вытаскивали? — Голос с усатой усмешкой и хрипотцой на глухих согласных, покрытых дымом сигарет. А в былые времена и папирос за школой.
— Да нет, этот просто болеет часто. Попросил машину ему подогнать ко времени. Минут через 10 уже поехать надо. — Голос женский построже, как ребёнку говорящий.
— А туалет где здесь?
— Ну на улице. — Что-то среднее между «иного варианта нет» и «а где ж ему ещё быть?»
Февраль.
В комнате были люди, мертвые и святой дух. Все знали друг друга давно или недавно, но каждый грустил, что по-настоящему узнать времени никогда не достаточно. Заходили взрослые, вспоминали школьные времена. Говорили о ценах на продукты. Заходили бабушки, говорили о болезнях и что недавно прочитали в «Аргументах и фактах» про «Альцгеймера и денемзию, батюшки, как страшно». Кто-то не смог приехать: от морозов машина не завелась, на автобусе из города три часа, а билеты лишь на семь вечера. По другой дороге, дальше в Тайгу на двести километров: извините, дом топить надо. Примите наши соболезнования.
— А папка-то с мамкой теперь в Москве же живут? Вот вырвались, молодцы! — так радостно, что даже непонятно, в этом ли мире происходит разговор.
Мне только что представили этого человека — одноклассник моих родителей. Или наш родственник. Или всё вместе: не велика проблема, все вышли из одной деревни (на летних каникулах когда-то мне нравился мальчик, как оказалось — троюродный брат). Так или иначе, эти усы и говор запомнить было несложно. Как у всех. Хотя по виду он казался старше моих родителей, глаза не уступали жизнью.
— А сама-то ты теперь заграницей, да? — В улыбке искренность.
— Нет, в Петербурге.
— Да для меня всё, что за Уралом — уже заграница, хе-хе. Хорошо живёшь?
И в этом хе-хе до безумия простая, спрессованная до сочетания двух букв непринуждённость. И эта шапка-боярка в руках, готовая взлететь на голову после приветственного поклона и отправиться по важным делам. И упор на звуках о — та русская пустота в простом очертании губного вздоха.
— Да нынче ничего, хлеб каждые несколько дней возят. — Незнакомый женский голос, который все равно узнаешь, он вшит в многовековую пластинку подсознания. На летних каникулах в деревне я часто слышала такие: они рассуждали о новых печеньях в совхозе и вот бы сотовую связь провели (спойлер: конечно же, до сих пор такого там нет).
— А сколько домов у вас осталось?
— Да семей 14, много нас, — отвечает женщина в веселом созвучии с прыжком на кочке, что слова вылетают так просто.
— Да как же? — а тут уже можно узнать городские нотки старушки из — как любит повторять моя бабуля — «благоустроенной квартиры».
— Соседский дом на дрова недавно разобрали, живём. Хорошо, что снег лежит, можно доехать. Вот недели через две в город собираемся. Надо успеть до конца марта, скотину еще посмотреть, а то потом кроме как на уазике до лета и не выберемся.
Всё это взывало к национальному беспамятству.
— Только я вот не понимаю, это же ездить постоянно туда-сюда, работа-дом, когда жить, если всё в дороге? — об этом меня спросил чужой дедушка, которого только сегодня привезли из города, где был перевалочный пункт, потому что такую сложную операцию делали в городе ещё побольше, в другой области. — Хотя я вот на пенсии какой год сижу, уж и не знаю, что по телевизору смотреть зимой. В огороде-то не покопаешься.
Дихотомия. Он почесал руку под клетчатой рубашкой, вытянул ногу в трениках и окунул печенье в чай.
Когда мы читали в университете Распутина, нам говорили, что русская деревня умерла. Но разве так просто повернуть табличку «закрыто» на деревенскую душу как на заколоченное сельпо?
Поэтому спасибо, что открыли зал прощаний и кооператив «Пятёрочка». Жизнь впереди.
2. Бабушка
Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.
Псалтирь, псалом 138, стих 13
Бабушка соткала мне бессмертие. Самая прочная нить её души легла в основу. Наступил тот день, когда утром просыпаешься от звонка, через полчаса покупаешь билеты на единственный вечерний самолет, просишь на работе не беспокоить, следующим утром едешь попуткой родственников в деревню, а потом еще два дня ждешь, когда же передадут тело, так как морг по выходным не работает.
Бабушка жила в деревне за четыреста километров от города. Возможно, километры не точные, но я до сих пор люблю рассказывать, какими сложными путями мы добирались. Обычно хранишь эти мысли в кармане, потому что нельзя мгновенно поделиться этим с городскими друзьями: в деревне до сих пор нет связи. Дальше тайга. У бабушки был первый дом у дороги. Она гнала самогон и копила на переезд. К ней приходили с каждой улицы. Однажды моя младшая сестра даже встречала у ворот какого-то мужчину и спросила: вы к бабушке? А почему вы один? У вас нет мамы?
Навещали мы её не часто. Эпистолярные связи не были налажены, а созванивались в основном на Дни Рождения:
— …Поэтому ещё раз с Днём Рождения тебя. Самое главное — это здоровье!
— Ой, ну спасибо большое. Опять наговорила хорошего.
И то, когда она уже переехала в другую деревню, где ловила мобильная связь. Где она коротала дни в новом доме, в котором после её смерти по-чёрному взорвались батареи, потому что печь никто не топил. Прямо на новые обои, которые мама поклеила ей летом. Прямо у красного угла.
Мы долго не знали друг друга. Когда мне было 12, я любила плести фенечки, сидела на кухне, пока остальные трудились в огороде. Помню, что плела большой флаг Великобритании. Тогда это было модно.
— И нравится тебе путать эти ниточки?
— Да…
— Ой, не понимаю я этого. Правда нравится? Это же так скучно, сидишь чего-то там ковыряешься.
Солнце светило, мамина спина выглядывала из грядок.
— Мне нравится.
Я подождала, пока бабушка выйдет, отлепила скотч с нитками, спрятала в рюкзаке и села читать.
— Ты что? Обиделась, что ли?
— Да нет. Просто решила почитать.
— Ой, да я же… это самое… не со зла. Это для меня тут всё так странно. Не привыкла я к такому, не понимаю вашей моды. Я же и сама ничего такого не делаю. Ты не обижайся только…
После восемнадцати я стала сидеть и говорить с ней одна. Мне хотелось больше узнать, почему она оказалась в такой глуши и в чём был её частный смысл жизни. А она хвалила меня, что я путешествую по городам и странам, много учусь и работаю. Так и надо жить. Я отвечала: тоже приезжай как-нибудь. Тем более мама теперь в Москве живёт, скатаешься. Она посмеивалась. В последнее лето мама отдала ей мою кружку с парящими чайками, которую я привезла из Петербурга. Она там так и стояла, когда я вошла в холодный дом.
Когда-то давно мы были в гостях на шашлыках, и резко оштормилась погода. Был поздний летний вечер, гремел гром. Бабушка взяла свой велосипед и поехала: нужно закрыть грядки — догоните. А мы с мамой бежали через чужие огороды, пока капал дождь.
До сих пор я чувствую себя так, будто бегу по огороду, пока бабушка уезжает под грозовой горизонт. Мне остаётся лишь думать ей в спину.
3. Фурацилиновый рассвет —
это первое, что было дано в сознанииБожественным промыслом в иллюминаторе нового дня.Это первое, что я увидела, пока не осознала,что теперь забывать о Тебе мне совсемгрешно, не дозволено, не положено,заведомо обречено и в целом для рифмы никак нельзя.Пока километры пресекались самолетом, машиной, ногами,я вспоминала, что не могу сейчас описать.Думала, как расскажупро ночное бдение у гроба,так как это принятая годами традиция. Да инеправильно это как-то два дня не видетьсяи сразу проститься.Я думала, что увижу в изрезах лица раскрытые тайны,закричу, осознавая истину, от отчаяния.Стану как новый Гоголь. Изображунезаметные брешипоследнего дня.Как докажу, что жизнь твоя имела смыслв простом касанииво время наблюдения за коробкойжелтопузых цыплят на кухнев лето две тысячи девятьв первом доме деревнив дальней комнатебабушкиного двора.Время прошло,но все, что я могу сказать:Прости меня, что продолжаю жить,
Так до конца и не поняв тебя.